Навигация по сайтуНавигация по сайту

Гигиена умственного труда

Гигиена умственного труда

Эрисман Ф.Ф.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.) родился и умер в Швейцарии (настоящее имя - Фридрих Гульдрейх), но стал настоящим российским врачом. Наша страна обязана ему многим, именно он первым в России издал научный труд - «Руководство по гигиене» (тт. 1-3, 1872-1877 гг.). Окулист по специальности, еще в середине прошлого века, он обратил внимание на «влияние школ на происхождение близорукости», на прямую зависимость состояния здоровья детей от переутомления, от размеров и конструкции школьной мебели и т. д. Он разработал ряд санитарных вопросов строительства водопровода, канализации и полей орошения в Москве. Во время русско-турецкой войны он проводил дезинфекционные работы, в мирные годы регулярно проводил обследования промышленных предприятий и здоровья рабочих, а в конце века был профессором кафедры гигиены Московского университета (преобразованную в 1890г. в Гигиенический институт, а затем с 1927г. в Московский НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана).

Предлагаемая нами работа впервые была опубликована в 1877г.

Причина неблагоприятного влияния школы на умственное развитие учащихся лежит, главным образом, в совокупном действии следующих трех моментов: программы как элементарных школ, так и средних учебных заведений слишком обширны и мало соответственны возрасту и силам учащихся; во-вторых, число уроков слишком велико и учащиеся чрезвычайно завалены приготовительными работами; в-третьих, большинство учителей не имеет понятия о правильном развитии умственных способностей ребенка и о необходимости обращаться с каждым ребенком соответственно его индивидуальности. В наше время жизнь требует весьма многого от человека, и вследствие этого родители, директора учебных заведений и сами учителя считают себя обязанными в наикратчайшее время набивать голову несчастных детей самыми разнообразными сведениями, нисколько не заботясь о том, может ли ребенок действительно переварить и ассимилировать все, что он проглатывает.

Гигиена обязана обратить внимание на эти слабые стороны нашего школьного дела. Она должна требовать упрощения и сокращения программ, т.е. уменьшения учебных предметов, сокращения числа уроков, особенно для младших учеников, уменьшения количества домашних занятий и приготовительных работ. Никак нельзя допустить, чтобы 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе или дома) и чтобы он не имел времени для движения на открытом воздухе, для детских игр или для какого-нибудь физического занятия. В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях.

Распределение уроков имеет большое гигиеническое значение; самые трудные предметы должны преподаваться во время первых уроков, пока ребенок еще не утомлен и голова его свежа; оставлять их для последних уроков непозволительно ни с педагогической точки зрения, ни в интересах здоровья учащихся. Не менее важно и то, чтобы учитель ставил свои требования не рутинно и не одинаково для всех учащихся, а обращался бы с каждым учеником сообразно с его индивидуальностью. Если ребенок относительно качества своих знаний отстает от товарищей, то не следует а priori приписывать это природной лени или умственной неспособности. Есть много детей, которые не могут успевать в занятиях наравне с другими учениками того же класса просто вследствие своей физической слабости. С такими учащимися следует обращаться очень ласково и снисходительно. С другой стороны, учитель не должен поддерживать честолюбия отдельных талантливых учеников. Главным образом надо быть осторожным с раздачею наград учащимся; нередко дети, во что бы то ни стало, желают обратить на себя внимание учителей или начальства, стараясь с особенным рвением и напряжением всех сил исполнить свою задачу даже в ущерб своему здоровью.

Во избежание всех названных нецелесообразностей, дурно отзывающихся на здоровье учеников, педагоги должны заботиться о том, чтобы воспитание и учение соответствовали развитию мозга учащегося, гармонировали с управляющими последним физиологическими законами и чтобы метод обучения находился в зависимости от умственного и физического развития учеников.

Однако такое благоприятное и желательное в интересах нашей учащейся молодежи развитие школьного дела возможно лишь в таком случае, если как учителя, так и начальства учебных заведений все ближе и ближе будут принимать к сердцу вопросы о санитарных условиях школы и если врачам, имеющим специальное гигиеническое образование, будет предоставлено существенное влияние на установление учебных программ и на самые занятия учащихся. Одним словом, физическое и умственное благосостояние учащейся молодежи настоятельно требует организации санитарного контроля как над казенными, так и над частными учебными заведениями и деятельного участия гигиенистов в решениях училищных советов.

 

Опубликовано: 23.03.2008 в 04:22

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: