Навигация по сайтуНавигация по сайту

Два серьезные ошибка кардиологии

Исследователи практически единодушно называют атеросклероз коронарных артерий главным процессом, приводящим к ишемической болезни сердца. Именно атеросклероз образует «бляшки» на внутренней стенке (интиме) коронарных артерий и тем самым повреждает их, обусловливает, как принято считать, появление спазмов и, главное, образование тромбов в коронарных артериях.

Это точка зрения кардиологии, ставшая традиционной. Нам предстоит разобраться в правильности традиционных взглядов.

Для выяснения подлинной роли атеросклероза коронарных артерий в этиологии ишемической болезни сердца совершенно необходимо обратиться к учению о коллатералях, одному из основополагающих учений медицины.

Давно известен факт замещения одним кровеносным сосудом другого, погибшего или неполноценно функционирующего по какой-то причине (травма и т. п.). Погибший капилляр замещается соседним, временно бездействовашим (в организме даже при очень больших нагрузках часть капилляров находится в резерве). Погибший более крупный сосуд замещается соседним, более мелким, но достаточно быстро развивающимся до нужных размеров. Установлено, что просвет в сосуде может увеличиваться в 10 раз по сравнению с первоначальной его рабочей величиной (сообщение А. И. Поликарпова).

Коллатерали и есть сосуды-заменители основных сосудов. Коллатерали обеспечивают доставку крови окольным путем к тому же месту, куда кровь доставлялась основным сосудом.

Определенную роль в восстановлении кровообращения играют и анастомозы — сосуды, связывающие между собой другие кровеносные сосуды.

В любом участке нашего организма (в том числе и сердца) есть возможность такого замещающего кровообращения. Мы особо подчеркиваем это положение.

Коллатерали и анастомозы защищают организм не только при гибели сосудов, но и при сужении их просвета, в том числе и при сужении от атеросклероза.

Коронарные артерии заменимы. Это подтверждается опытом медицины.

Природа в процессе эволюции предназначила коллатералям и анастомозам самостоятельно (автоматически) защищать наш организм (и в том числе наше сердце) от многих повреждений кровеносных сосудов, в том числе и от атеросклероза. Эту свою функцию коллатерали и анастомозы выполняют весьма добросовестно. А. И. Поликарпов пишет, что исследование тысяч сердец людей, погибших от инфаркта миокарда, показало, что функциональная мощь коллатералей и анастомозов чрезвычайно велика. Когда наступает потребность в усилении кровообращения, например, из-за атеросклеротического сужения одной из крупных артерий сердца, автоматически тут же увеличивается просвет более мелких сосудов. Расширение их продолжается до тех пор, пока не будет полностью обеспечена кровью область мышцы сердца, заблокированная атеросклерозом.

Интересна работа американского ученого Лоуренса Коуэна и его сотрудников, тщательно исследовавших коронарное кровообращение 60 пациентов с выраженными поражениями коронарных артерий. Методика исследований, основанная на применении меченых атомов, позволила довольно точно измерять количество крови, протекающей через сердце и скорость ее движения. Оказалось, что снабжение кровью сердца при хронических коронарных заболеваниях существенно не уступает кровообеспечению сердца в здоровом организме.

Вот мнение академика И. К. Шхвацабая: «Резервы сопротивляемости сердца неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям поистине грандиозны. Известно, в частности, что чем хуже снабжают его кровью суженные артерии, тем больше в миокарде развивается дополнительных сосудов — коллатералей. Они-то и компенсируют нехватку кислорода и других энергетических веществ».

Уважаемый читатель, будьте внимательны, мы подходим к очень важному моменту в наших исследованиях.

Широко известно, что атеросклероз клинически не проявляет себя очень долго (месяцы, годы).

Атеросклероз долго протекает бессимптомно.

Известно также, что коллатерали развиваются сравнительно быстро (часы, дни), гораздо быстрее, чем развивается атеросклеротический процесс.

Следовательно, каждый самый небольшой и медленный шаг в направлении ухудшения кровоснабжения миокарда, осуществленный атеросклерозом коронарных артерий, тут же сопровождается сравнительно быстрым восстановлением кровообращения за счет коллатералей. К каждому следующему медленному шагу в направлении ухудшения кровообращения от атеросклероза коронарных артерий мышца сердца приходит с кровообращением, восстановленным коллатералями в объеме всех предыдущих шагов атеросклероза. И при этом никогда не наступает такого момента, когда атеросклероз коронарных артерий мог бы своими медленными, постепенными действиями нанести ощутимый урон кровообращению миокарда,- поддерживаемому сравнительно быстро реагирующими коллатералями. Коллатеральное кровообращение миокарда всегда успевает достаточно надежно защитить сердце от медленно развивающегося атеросклероза коронарных артерий.

Мы с Вами, уважаемый читатель, обнаружили очень существенную ошибку кардиологии. Вопреки ее традиционным утверждениям о том, что атеросклероз коронарных артерий является главным процессом, приводящим к ишемической болезни сердца, мы. установили, что атеросклероз коронарных артерий обвиняется в нарушении кровоснабжения сердца без оснований.

Итак, атеросклероз коронарных артерий не может быть процессом, приводящим к ишемической болезни сердца.

Или, другими словами, ишемическая болезнь сердца не является клиническим проявлением атеросклероза коронарных артерий.

Из традиционно принятых в кардиологии трех процессов в коронарных артериях, приводящих к ишемической болезни сердца, мы исключили один, причем, по современным воззрениям, самый важный.

Подтверждение правильности этого вывода мы видим в мнении доктора медицинских наук, профессора Б. В. Ильинского о том, что давно известен факт: большое количество людей с пораженными атеросклерозом венечными сосудами сердца никогда не знало приступов ишемической болезни сердца.

С другой стороны, ишемическая болезнь сердца (особенно стенокардия), по наблюдениям Б. В. Ильинского, встречается и у молодых людей с совершенно здоровыми венечными артериями сердца.

Читая специальную литературу, можно часто увидеть ссылки на то, что атеросклероз коронарных артерий снижает их эластичность (растяжимость) и ослабляет их способность расширяться при усилении работы сердца, что атеросклероз искажает реакцию коронарных сосудов. Эти ссылки на атеросклероз в применении к ишемической болезни сердца совершенно несостоятельны. Эволюция защитила нас коллатеральным кровообращением от атеросклероза коронарных артерий.

В тесной связи с вопросом о коллатеральном кровообращении сердечной мышцы находится вопрос об операциях аортокоронарного шунтирования. Целью этих тяжелейших операций является устройство дополнительного кровотока, параллельного поврежденной коронарной артерии (шунт), для чего используется один из кровеносных сосудов больного (обычно один из сосудов бедра).

Кардиологические авторитеты нашей страны широко и настойчиво пропагандируют такие операции.

В ноябре 1988 года за разработку и внедрение в клиническую практику этого метода присуждена Государственная премия.

По мнению одного из ведущих хирургов страны В. С. Савельева, важное место в аортокоронарном шунтировании занимает ангиография (коронарография), позволяющая после введения в сосудистую систему небольших доз контрастного вещества совершенно точно определить, в каком именно месте имеется сужение или образовался тромб.

Другой ведущий хирург страны, В. С. Работников, пишет, что операция аортокоронарного шунтирования предлагается только после того, как специалисты своими глазами увидят атеросклеротическое сужение прямо на экране дисплея с помощью метода коронарографии. До появления такой диагностики операции аортокоронарного шунтирования не делались.

Мы привели одинаковые мнения двух известных хирургов. Обратите внимание на то, с какой легкостью известные хирурги отбрасывают учение о коллатералях, одно из основополагающих в медицине.

Серьезная ошибка хирургов заключается именно в том, что увиденное на экране дисплея атеросклеротическое сужение венечной артерии является основанием для рекомендации операции аортокоронарного шунтирования. При этом совершенно игнорируется тот неизбежный факт, что «испорченной» атеросклерозом коронарной артерии давно пришла на помощь система коллатералей, что ухудшение кровообращения за счет сужения коронарной артерии от атеросклероза давно замещено коллатеральным кровообращением, которого хирурги коронарографически исследовать не в состоянии.

Нельзя играть в такие серьезные понятия, каким является учение о коллатералях. Или мы, признавая это учение, будем вынуждены признать, что операции аортокоронарного шунтирования основываются на недопустимых выводах с помощью метода коронарографии, или мы должны отвергнуть многократно научно проверенное учение о коллатералях и приветствовать коронарографическое обоснование операций аортокоронарного шунтирования с их блестящим техническим арсеналом. Другого здесь не дано. Или, или.

Легкость обнаружения атеросклеротических поражений в коронарных артериях с помощью коронарографии приводит к необоснованным тяжелейшим операциям. Хирург во время операции вводит излишнее кровоснабжение сердца, которое организм после операции по законам физиологии стремится быстро сократить. Но вшитый сосуд нерегулируем, а операционные травмы сопровождаются опасностью эмболии легочной артерии с весьма и весьма проблематичными шансами на жизнь у больного даже при послеоперационном радиоизотопном исследовании с применением меченого фибриногена.

Исповедуя учение о коллатералях, мы обязаны сделать следующий вывод: коронарографическое изображение венечных артерий и их дефектов не может использоваться для характеристики кровообращения в миокарде.

Уместно вспомнить, что упоминавшийся выше американский ученый Лоуренс Коуэн для характеристики кровообращения миокарда при атеросклерозе коронарных артерий измерял количество крови, протекающей через сердце, и скорость ее движения.

Применяя учение о коллатералях к процессу атеросклеротических поражений в коронарных артериях, мы должны ответить на три естественных и важных вопроса.

Вопрос первый. Почему коллатеральное кровообращение, защищающее сердце от атеросклероза коронарных артерий, в то же время не защищает сердце от ишемической болезни?

Получается так, что коллатерали спасают сердце от механического сужения просвета коронарных артерий, вызванною атеросклерозом, но существует очень много случаев механического сужения этих артерий, когда коллатерали не спасают.

Какова принципиальная разница между механическим сужением просвета коронарных артерий, от которого коллатерали защищают, и механическим сужением просвета этих артерий, от которого коллатерали не защищают сердце?

Все дело здесь заключается в разной скорости механического сужения просвета артерий.

Атеросклероз коронарных артерий развивается, как мы говорили, медленно, и коллатеральное кровообращение, развивающееся быстро, успевает защитить сердце от атеросклероза. Но ишемическая болезнь сердца развивается еще быстрее, гораздо быстрее, чем развиваются коллатерали. Именно по этой причине коллатерали, в самом деле, не защищают сердце от ишемической болезни, они не успевают этого сделать. Действительно, для ишемической болезни сердца характерно острое, внезапное начало заболевания. Острый приступ начинается неожиданно, как говорят, «среди общего благополучия».

Процессы при ишемической болезни сердца протекают настолько быстро, что коллатерали отстают в развитии и не способны защитить сердце. При ишемической болезни сердца быстродействия коллатералей недостаточно.

Этот важный вывод понадобится нам в дальнейшем. Вопрос второй. Как могло случиться, что исследователи проблемы ошибочно называют атеросклероз главным процессом, приводящим к ишемической болезни сердца?

Трагизм положения заключается в том, что почти во всех случаях внезапной закупорки коронарных артерий, приводящих к гибели человека, обнаруживаются атеросклеротические бляшки в том самом месте коронарной артерии, где произошла ее закупорка.

Такие факты способны ввести в заблуждение самых стойких исследователей.

Объяснить подобные наблюдения можно единственным образом: хотя атеросклероз коронарных артерий, как мы теперь знаем, сам по себе не приводит к ишемической болезни сердца, но способствует ее развитию. И всегда принимает участие в развитии ишемической болезни сердца, помогая другому процессу механически сужать (и даже закупоривать) просвет коронарной артерии.

И этот важный вывод понадобится нам в наших дальнейших исследованиях.

Здесь же мы обязаны отметить совершенно парадоксальное, на первый взгляд, следствие нашего вывода: более опасны свежие случаи атеросклероза коронарных артерий и менее опасны застарелые.

Свежие случаи атеросклероза коронарных артерий еще не сопровождаются ощутимыми нарушениями кровообращения миокарда» еще не вызывают развития коллатералей, но уже способны принять участие и, при случае, участвуют в уменьшении просвета (закупорке) коронарных артерий. В застарелых случаях уже спасают коллатерали, уменьшение просвета оставшейся в работе части сечения коронарной артерии не приводит к катастрофе.

Вопрос третий. Как чувствует себя человек, у которого сердце, по образному выражению академика И. К. Шхвацабая, «тронуто» атеросклерозом, и есть ли видимые клинические проявления, которые могли бы обратить на себя внимание этого человека или врача?

Человек, у которого сердце «тронуто» атеросклерозом, чувствует себя как человек с совершенно здоровым сердцем. Ни один врач не сможет без коронарографии найти никаких проявлений атеросклероза коронарных артерий, коллатерали надежно восполняют потери кровообращения сердца.

Иными словами, атеросклероз коронарных артерий протекает без видимых клинических проявлений.

Это значит, что сердце, даже «тронутое» атеросклерозом, может и должно полноценно работать.

Здесь мы ведем речь о сердце практически каждого человека, достигшего 30 лет, особенно мужчины, т. к. атеросклеротические изменения сосудов сердца, по свидетельству академика И. К. Шхвацабая, в наше время можно обнаружить практически у всех людей, достигших 30 лет, и прежде всего у мужчин.

Бесспорно, сердце, «тронутое» атеросклерозом, отличается от здорового. Такое сердце более подготовлено к развитию ишемической болезни, у него уже есть помощник в виде атеросклероза коронарных артерий. И как только возникает случай помочь другому процессу вызвать ишемическую болезнь сердца, атеросклероз коронарных артерий такую помощь обязательно окажет, особенно если этот атеросклероз свежий, не застарелый.

И, тем не менее, на вопрос, допустимы ли физические нагрузки для людей с атеросклеротическими поражениями венечных артерий, автор высказывает мнение, отличающееся от мнения, например, профессора Б. В. Ильинского, который по этому поводу высказывает беспокойство. Автор считает такое беспокойство необоснованным и, более того, вредным.

Воспользуемся мнением академика И. К. Шхвацабая: «Развитие сосудистой сети — процесс управляемый. Путь к этому — повышенная физическая активность. Напряженно работающее сердце, даже «тронутое» атеросклерозом», требует усиленного снабжения кровью, предоставить которую могут только дополнительно раскрывшиеся сосуды».

В заключение этой главы небольшое подведение итогов. Совершая наш интересный и поучительный экскурс в проблемы кардиологии, мы уже обнаружили две серьезные ошибки, вскрыли корни этих ошибок и подготовили почву для продолжения наших исследований.

Опубликовано: 06.08.2008 в 03:30

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: